Главная » 2013 Январь 27 » Что накопал украинский «Софокл»?
12:16 Что накопал украинский «Софокл»? | |
Дно Черного моря сохранило для нас целый пласт истории - от античности до Второй мировой. Сейчас под толщей соленой воды лежит около тысячи объектов, представляющих огромный интерес для историков. Это и греческие триеры, и русские броненосцы времен Первой мировой, и советские подводные лодки, затонувшие в годы Великой Отечественной, и современные ракетоносцы советского времени. Но они - лишь мелкие зернышки на карте сокровищ Черного моря. Ведь за всю известную его историю там затонуло около 50 тыс. судов! Так что наши ученые новыми открытиями обеспечены как минимум на сотню лет вперед. Много веков крымское побережье было местом, где кипело оживленное судоходство, тогда как само Черное море не раз становилось ареной жестоких морских баталий. В этих водах пересеклись судьбы многих времен и народов. Именно эти исторические следы и пытаются разыскать украинские подводные археологи. В этом году черноморский «улов» особенно порадовал исследователей. Они обнаружили сенсационные находки, о которых рассказал Сергей Воронов, директор Департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины: - Сезон еще не закончен, а департамент провел уже четыре экспедиции. Благодаря современной подводной технике мы уже не ограничены только летним сезоном. Ведь раньше могли проводить экспедиции только с мая по сентябрь. Затопленный город В мае подводным искателям удалось исследовать действительно уникальную находку - ранее не известное античное поселение (Херсонская область). Подводный городок обнаружили на метровой глубине на дне мелководного Егорлицкого залива, в Северном Причерноморье. Информация о подводном поселке уже давно на слуху у археологов. Но все никак не доходили руки ее проверить. До сих пор остатки поселения не были еще никем исследованы. Сначала подводники заметили на глубине небольшие фрагменты керамики и локальные пятна культурного слоя. Они считают, что когда-то на этом месте находилось античное ремесленное поселение. Некоторые специалисты даже привязывают затопленный город к легендарному Борисфену - древнейшему греческому городу, основанному в 647 г. до н.э. Но, по официальной версии, Борисфен все-таки расположен на острове Березань. Наша экспедиция была, скорее, небольшой разведкой, - рассказал Сергей Александрович. - Мы исследовали все побережье Егорлицкого залива и обнаружили интересный материал. В частности, мы пришли к выводу, что здесь было расположено достаточно серьезное производство. В песке нашли следы угля, причем специалисты авторитетно заявили, что он из Донецкого бассейна. Также археологи обнаружили следы литья металла и даже стекла. Местные кварцевые пески действительно позволяли производить различные предметы быта. На дне немало керамики, встречаются даже экземпляры архаической эпохи. По мнению ученых, возможная датировка подводного городка - около V-IV тысячелетия до н.э. Это своего рода уникальная находка. Пока у подводного городка нет даже своего имени. Наверняка он как-то назывался. Между собой археологи называют его Егорлицким ремесленным поселком. Сейчас античный объект взят на учет. Раскопки с привлечением специальной техники и насосов будут проводиться в ближайшее время. - Мы детально изучим местные сооружения и малые архитектурные формы, - объясняет Воронов. - Пока нам удалось обнаружить здесь только скифские стрелы, причем в почти первозданном виде. Корабль с «женским лицом» Предмет особой гордости подводников - раскопки британского трехмачтового барка «Агнесс Блейки». Судно затонуло в Балаклавской бухте во время Крымской войны в 1855 г., в результате кораблекрушения. Произошло столкновение с британским кораблем «Медина», и «Агнесс Блейки» затонула на глубине 86 метров. Британский парусник оказался случайным, но не менее значимой, находкой украинских подводников. О том, что «Агнесс Блейки» находится в акватории Черного моря, они даже не догадывались. Ни в архивных фондах России, ни Украине о гибели британского судна не упоминалось ни слова (на самом деле парусник был обнаружен в сентябре 2006 года инструктором по дайвингу Оксаной Истратовой из Москвы ). Выяснить название затонувшего корабля археологи смогли благодаря бортовому колокола (Рынде). Очистив рынду от обрастаний, они прочитали выразительную надпись - «Агнесс Блейки». «Агнесс Блейки» Историки считают, что в 1854 г. «Агнесс Блейки» была зафрахтована британским правительством для обслуживания Крымской военной кампании. Маршрут корабля начинался из Англии и проходил через Мальту в Крым. Из Англии «Агнесс Блейки» вышла с грузом военного ведомства на Мальту. По свидетельству английских историков, два месяца судно пробыло на Мальте. За это время сменился капитан, а также груз. Считают, что в Балаклаву судно отправилось уже с другим грузом - военным снаряжением и провиантом. Корабль погиб в результате столкновения с военным кораблем гидрографии «Медина», который был в три раза больше трехмачтового парусника. Во время столкновения экипаж не пострадал, обошлось без жертв. Экипаж получил свою плату и присоединился к другому корабля. В борту образовалась пробоина, и корпус судна медленно наполнялся водой. - Он тонул достаточно медленно, чтобы всей команде удалось спастись, но и достаточно быстро, чтобы с него не успели выгрузить багаж, - считает ученый. Приблизительная дата гибели судна - 5-8 мая 1855 г. При крушении все судовые документы пошли на дно. Ходили слухи, что вахтенный офицер «Медины» после происшествия сразу покончил с собой, перерезав горло. Оксана Истратова - первой обнаружила парусник «Агнесс Блейки» в 2006 году - Корабль нашли в отличном состоянии, - отмечает Воронов. - На сегодняшний день это единственный памятник, сохранившийся в первоначальном виде со времен Крымской войны. Благодаря тому, что судно полтора века пролежало на большой глубине, время его почти не затронуло. Этому поспособствовало еще и то, что парусник был сделан из высококачественных пород дерева - в основном дуба, - и потому имел высшую на тот момент классификацию. Украинский робот-подводник К большому сожалению подводников, они были не первыми, кто обнаружил «Агнесс Блейки», - на корабле зафиксировали многочисленные факты разграбления. Исследователи убеждены, что часть груза была частично разворована, ценные экспонаты, наверное, осели в частных коллекциях. Сорокаметровый парусник «Агнесс Блейки» был построен в 1841 г. в Абердине на верфи Уолтера Худа. Судно имеет определенную декоративность в обработке, на его корме и трюмах изображен особый орнамент. Считается, что это связано с «женской» историей происхождения судна или с тем, что оно было грузопассажирским и требовало определенного шика. Название «Агнесс Блейки» - это реальное имя. Так звали жену тогдашнего мэра Абердина Томаса Блейки, его дочь носила то же имя. - В каюте капитана отсутствует посуда и ваза для цветов, - отметил Сергей Александрович. - Среди ящиков с огнестрельным оружием заметен недостаток нескольких мушкетов. На верхней палубе в некоторых местах сломан фальш-борт, видимо, это произошло во время посещения «черных дайверов», которые проводят фото-и видеосъемку. В экспедиции археологи впервые применили украинскую телеуправляемую подводную технику. - На этот раз на глубинах работал уже не импортный робот, а наш, отечественный, - не скрывая гордости, рассказывает Сергей Александрович. - Назвали его «Софоклом». С его помощью детально осмотрели внешнюю часть корабля, а также каютный помещения. Кое-что удалось даже поднять из воды: керамическая посуда, металлический мушкет - ружье той эпохи, часть деревянного штурвала - его фрагмент лежал прямо на палубе. Подводники специально вытащили с затонувшего судна предметы из различных материалов. Для каждого из артефактов специалисты планируют разработать оптимальную методику консервации. - Сейчас поиск формулы консерванта - первоочередная задача, - объясняет ученый. - Море - агрессивная среда, и все памятники, находящиеся под водой, нуждаются в спасении. Хотя корабль деревянный, он сейчас в идеальном состоянии, учитывая, что на дне пролежал полтора века. Гидрологи считают, что своим сохранением «Агнесс Блейки» обязана сероводородном слоя. Этот слой - уникальная особенность Черного моря, которая служит естественным консервантом затонувших сокровищ. Хотя сероводород начинается только с 200-метровой глубины, специалисты считают, что он способен подниматься и опускаться. Видимо, эта миграция консерванта и спасла корпус «Агнесс Блейки» от разрушения. Находки остаются на дне Судьбы затонувших кораблей в Черном море похожи. Практически все они покоятся в морских глубинах . Суда такого масштаба не спешат поднимать со дна, они этого просто не выдержат. - Это касается 90% кораблей, находящихся в Черном море, - считает Воронов. - Независимо от того, крейсер это, броненосец или деревянный фрегат, - подъем стоит колоссальных денег, которые Украина на сегодняшний день выделить не может. И что самое главное, за поднятием такого корабля должна следовать гигантская консервация, - а это намного дороже! Плюс - немаленький морской экспонат нужно где-то разместить. Мы даже не пытаемся поднимать танки и самолеты Второй мировой - ни один музей не готов их законсервировать и разместить у себя. За рубежом государство не скупится на финансирование таких проектов. Они понимают, что туризм - далеко не последняя статья поступлений в бюджет. У нас сегодня даже нет цивилизованного подводного туризма, как в том же Египте. У них есть Красное море с богатейшей флорой и фауной. Но в нем нет такого объема истории,которую хранит Черное море, причем на достаточно доступных глубинах. О таких памятниках египтяне могут только мечтать! Источник http://aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=1124 | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0