Главная » 2013 » Апрель » 28 » Дорога только одна — в подполье
21:24
Дорога только одна — в подполье

Николай БИРЮКОВ

Есть среди нас люди, которые, видимо, очень заинтересованы в том, чтобы Верховная Рада не работала как можно дольше. При этом они, как правило, политикой не слишком-то и интересуются. Но законопроект №2616, поданный недавно группой нардепов, может серьезно осложнить им жизнь.

Старинный ключ. Ему больше 

300 лет. По мнению депутатов это 
настоящее сокровище

22 марта народные избранники Вячеслав Кириленко, Мария Матиос, Олесь Доний и Богдан Бенюк предложили вниманию коллег проект закона «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо протидії нелегальним розкопкам та обмеження цивільного обігу археологічних предметів».

Спустя день-другой гнКириленко заявил, что Украина, по его мнению, стремительно избавляется от своего археологического наследия, и этому пора положить конец. Начинание выглядело очень благородно, и СМИ (в частности, информагентство УНИАН) преподнесли общественности информацию о том, что депутаты ополчились на «черных копателей» — т. е. тех, кто занимается незаконными раскопками или, проще говоря, разворовывает древние курганы и городища.

Однако рукоплескать инициаторам закона я бы не стал. Почему? Хотя бы потому, что Кириленко известен своей горячностью и склонностью к странноватым заявлениям. Например, весной 2012-го этот политик бурно протестовал против демонстрации фильма «Белая гвардия». Он даже написал письмо в Минкульт и потребовал не допустить показ киноленты, сцены и диалоги которой «унижают национальные чувства украинцев» (цитата из заявления нардепа).

С той поры минул год, но пылкости у Кириленко ничуть не убавилось, и законопроект №2616 лишнее тому подтверждение. Если этот документ будет одобрен Верховной Радой, тогда не поздоровится практически всем, кто имеет хоть малейшее отношение к предметам старины. Каким образом? Все очень просто. Допустим, у вас дома хранится копейка, отчеканенная в 1712 г. Согласно новому проекту закона вы являетесь владельцем археологического предмета. Возникает следующий вопрос: с чего бы это медная монетка времен Петра Великого стала представлять археологическую ценность? А вот так депутаты решили! Все, что старше 300лет— археологический предмет, который подлежит регистрации, экспертизе и т. д. И главное — вы еще должны доказать государству, что копеечка досталась вам на законных основаниях.

Отчуждение плюс конфискация

Юрий Покрасс: «Коллекционеров хотят 
превратить в преступников»

Конечно, пример с монеткой я привел, чтобы наглядно показать странность положений законопроекта №2616. Хозяину одной-единственной копейки беспокоиться, пожалуй, не стоит. Другое дело нумизматы, обладающие большими собраниями, и все прочие коллекционеры. Для них проект, разработанный четверкой нардепов, может стать ледяным душем. В этом я убедился, пообщавшись с ЮРИЕМ ПОКРАССОМ, коллекционером со стажем и вице-президентом Украинской ассоциации «Реликвия» Национальной академии наук.

— Юрий Леонидович, какое впечатление у вас осталось после прочтения упомянутого законопроекта? Лично я пребываю в некотором недоумении.

— Испытываю похожие эмоции. Взять хотя бы пункт о том, что считать археологическим предметом. Выходит, что к этой категории относятся и иконы XVII в., и старинное оружие, и какая-нибудь табакерка, ценность которой только в том, что ей больше трех столетий. Но та же икона могла передаваться из поколения в поколение, но никогда не находилась в земле! И тогда при чем здесь археология?

— Однако если документ, обсуждаемый нами, обретет силу закона, то коллекционерам придется пройти процедуру регистрации, которая, кстати, еще никем подробно не прописана.

— Все дело в том, что органов, которые могли бы заниматься такой регистрацией, в стране не существует! Кроме того, в проекте сказано, что археологические предметы негосударственной формы собственности подлежат денежной оценке по нормативам и методикам, утвержденным Кабмином, а затем их владелец должен будет заплатить налог.

И если закон будет принят, то велика вероятность, что легальные коллекционеры уйдут в подполье или же постараются вывезти свое собрание куда-нибудь за рубеж.

— Почему так радикально? Неужели все из-за возможного налога?

— В законопроекте есть несколько пунктов, которые могут заставить коллекционеров спрятать свои собрания. Так, они должны будут доказать, что археологические предметы, находящиеся в их собственности, являются случайной находкой. Если подтвердить это не удастся, то последует конфискация в пользу государства. Но, простите, предмет может сменить двух, трех, четырех или еще больше владельцев, и как нынешнему хозяину доказывать, что это — случайная находка?!

Допустим, он это все-таки смог сделать. Читаем еще один пункт: «Археологические предметы негосударственной формы собственности по решению суда могут быть отчуждены в пользу государства в случае необеспечения режима содержания или хранения». Что это за режим такой, позвольте узнать? Кто будет определять, в соответствующих условиях хранится коллекция или нет? Почему этого человека вообще нужно допускать к себе в дом? И как тогда быть с 30-й статьей Конституции, гарантирующей неприкосновенность жилья?

Идем дальше. Если коллекционер решает продать имеющиеся у него археологические предметы, то согласно законопроекту приоритетное право на покупку имеет государство. Продать кому-то другому можно будет только с письменного разрешения музейного учреждения. Поверьте, ни один музей, даже если он задыхается от безденежья, не возьмет на себя такую ответственность. Или же вопрос будет решаться с помощью взяток. Таким образом, речь идет уже о преступлении.

Если перечисленные мной положения начнут действовать, то быть законопослушным коллекционером в нашей стране станет невозможно. Поэтому я и говорю, что людям будет проще уйти в тень, чем выполнять все эти абсурдные требования.

Депутатское простодушие

— Инициаторы законопроекта за эти слова на вас не обидятся? Они ведь, по их словам, за культурное наследие радеют.

— Может, я несколько резок. Но документ выглядит очень непродуманным. Вот еще пример: предлагается внести изменения в Гражданский кодекс и черным по белому записать: «Лицо, обнаружившее клад, за исключением археологического клада, приобретает право собственности на него». Но ведь есть норма закона, по которой минимум 75% стоимости клада принадлежит государству! Оно теперь отказывается от своей доли в найденных сокровищах?

— Взгляните на это с другой стороны. Предлагается практически полностью запретить использование металлодетекторов и другого оборудования, позволяющего искать предметы под землей. Это значит, что практически любой человек, который появится в лесу или на поле с металлоискателем, автоматически станет преступником. Соответственно и клад, найденный им, будет незаконным и при изъятии достанется государству целиком.

— А вам не кажется, что у нас появится нелегальный рынок детекторов и прочих приборов, который будет обслуживать интересы именно «черных копателей»? Вряд ли те, кто занимается грабежом археологических памятников сегодня, перестанут это делать завтра.

— Как вы считаете, что побудило Вячеслава Кириленко и его товарищей разработать этот законопроект?

— Миф. Миф о том, что в частных коллекциях хранятся экспонаты стоимостью в миллионы, а то и в миллиарды долларов. Так получилось (добавлю: к моему глубокому сожалению), что довольно часто оценка предметов старины производилась совершенно мошенническим образом. Стоимость, проще говоря, безбожно завышалась. Недобросовестным владельцам, естественно, это было только на руку — что-нибудь «уникальное» можно было продать втридорога. И еще: вы не обижайтесь, но ваши коллеги-журналисты очень постарались, чтобы в миф о миллиардных сокровищах поверили. Предполагаю, что именно на эту удочку и клюнули инициаторы проекта закона. Что поделаешь, люди есть люди, и депутаты ВР — не исключение.

— Парламент практически парализован, и эта ситуация длится уже несколько месяцев. Выходит, коллекционерам на руку, чтобы кризис в Верховной Раде тянулся и тянулся?

— Думаю, что в политической стабильности заинтересованы все без исключения жители нашей страны. Но проект №2616 ей престижа не добавляет. Если он будет принят, то Украина станет единственной страной в мире, где существует подобный драконовский закон. А если говорить об охране культурного и исторического наследия, то действующие правовые нормы позволяют это делать прямо сейчас. Было бы желание!

Просмотров: 454 | Добавил: samoha4402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0